Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение пообразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинистерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.
В рекомендациях ПМПК должна быть определена:
- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);
- форма получения образования;
- необходимость периода динамического наблюдения;
- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".
Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.
В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В школе специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те
материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие
(учебный процесс).
К средствам обучения
относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при
решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности
и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал
в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и
мыслительной деятельности на всех этапах обучения. Реализовать принцип
наглядности в обучении помогают визуальные средства, мы используем предметы и
объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели,
дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы,
видеофильмы, CD/DVD-диски.
При
использовании наглядных средств соблюдается ряд условий:
·
применяемая наглядность должна
соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и
показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;
·
наглядность должна быть эстетически
выполнена;
·
наглядность должна быть хорошо видна с
последней парты;
·
привлекать самих учащихся к нахождению
желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
К
проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
демонстрируемые на
классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры
для хорошей видимости даже с последней парты. Рационально сочетается
компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается
значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на
высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение,
недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
В школе используются
следующие средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и
учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
Визуальные (зрительные):
- таблицы по
истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому
языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;
- карты по
истории и географии;
- картины по
русскому языку, литературе;
- портреты по
всем учебным предметам;
- натуральные
объекты по биологии;
- модели, муляжи
по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
- лабораторное
оборудование по физике, химии, биологии.
Механические визуальные
приборы:
- микроскоп -
телескоп -
фотоаппарат -
видеокамера.
Аудиальные (слуховые): -
магнитофоны;
- музыкальный
центр;
- наушники -
микрофон
Аудиовизуальные
(зрительно-слуховые):
- звуковые
фильмы;
Средства,
автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное
оборудование;
- интерактивная
доска -
проекторы
Словесные -
учебники;
- художественная
литература;
- словари;
- учебные пособия
-
другая необходимая литература.
О
средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания
рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для
решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом
связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности
воспитанника;
2) информация об объекте выделена как предмет
освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или
письменной) форме;
3) объект вместе со
своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и
воспитанников.
1. Общение как средство
воспитания
а) непосредственное, в
форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;
б) опосредованное,
проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на
воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности,
которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным
образом сориентироваться. классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство
воспитания Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает
знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных
средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к
предметам и явлениям окружающего мира.
В ходе обучения воспитывающее влияние на
учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной
работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему
миру, а также обстановка в классе и школе. Эффективность воспитательного
воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так
называемая совместная продуктивная деятельность школьников.
В основе такой
деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
а) выясняют условия
совместного выполнения задания;
б) организуют его
взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход
совместной работы;
г) обсуждают полученные
результаты;
е) утверждают
самооценки членов группы;
е) совместно решают,
как будут отчитываться о выполнения задания;
ж) проверяют и
оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность
школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии
включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового
предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и
другими учениками.
Личностно-развивающие
возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих
условиях:
1) в ней должны быть
воплощены отношения ответственной зависимости;
2) она должна быть социально ценной, значимой
и интересной для детей;
3) социальная роль
ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться
(например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
4) совместная
деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями,
состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3. Труд как средство
воспитания.
Воспитательная сила труда заключается
преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие
этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.
Осуществляется через - дежурство по классу, школе; -
работа на пришкольном участке; - летняя трудовая практика; -
выполнение трудовых поручений
4. Игра как средство
воспитания.
- используется как в
урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного
рода игр:
·
организационно-деятельностные
·
соревновательные;
·
сюжетно-ролевые
·
спортивные - дидактические
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
- Запасной вход в школу оборудован пандусом
- На первом этаже в главном здании расположены учебные кабинеты, столовая.
- На первом этаже также находится санитарно-гигиеническая комната
- Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации
Специальные условия питания
Школьная столовая на 36 посадочных мест расположена на 1 этаже. Работает в режиме пятидневной рабочей недели.
Сопровождают детей с ограниченными возможностями здоровья в столовую классные руководители. В школе нет детей, нуждающихся в приеме пищи по отдельному меню.
Работниками столовой соблюдаются принципы рационального питания, правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов для сохранения биологической и пищевой ценности, органолептических свойств приготовляемых блюд и высокой усвояемости пищевых веществ. Проводится профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности.
Специальные условия охраны здоровья
Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией, планамиэвакуации, необходимыми табличками и указателями, и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Медицинское обслуживание обучающихся организовано по договору с МБУЗ "Большеумртинская ЦРБ"
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
·электронной почтой;
·локальной сетью;
·выходом в Интернет;
·разработан и действует школьный сайт.
Услуги сети интернет Доступ к сети интернет обеспечивается в соответствии с договором на оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом.
Имеются средства: мультимедийные, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы). Наше учреждение имеет доступ к скоростному интернету. В школе имеется контент-фильтрация. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и учителей школы закрыт. Есть постоянно пополняющийся и обновляемый сайт, на котором располагается информация: о школе и её основных направлениях, об истории школы и её традициях, об обучающихся, о педагогических работниках. Особые условия доступа к информационным системам и информационно - коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы, и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке и в компьютерном классе.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Номер п/п | Наименование ресурса | Ссылка |
1 | Министерство образования и науки Российской Федерации | http://минобрнауки.рф/ |
2 | Министерство культуры Российской федерации | https://www.mkrf.ru/ |
3 | Федеральный портал «Российское образование | http://www.edu.ru/ |
4 | Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» | |
5 | Президент России | |
6 | Интернет портал правительства РФ | |
7 | Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» | https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0 |
8 | Официальный сайт Красноярского края | http://www.krskstate.ru/ |
9 | Официальный сайт Администрации поселка | http://bmurta.krn.eis1.ru/bmurta |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В школе имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
·мультимедийные проекторы (12 штук)
·компьютеры (4 шт), ноутбуки - общее количество 18 штук
компьютерный класс
·принтеры, сканеры;
·версия официального сайта школы для слабовидящих.