Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение пообразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинистерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена:

- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);

- форма получения образования;

- необходимость периода динамического наблюдения;

- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".

Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В школе специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);

В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Специально оборудованные учебные кабинеты

Специально оборудованные учебные кабинеты отсутствуют.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски.

При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий:

· применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;

· наглядность должна быть эстетически выполнена;

· наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;

· привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:

демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

В школе используются следующие средства обучения и воспитания:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);

Визуальные (зрительные):

- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;

- карты по истории и географии;

- картины по русскому языку, литературе;

- портреты по всем учебным предметам;

- натуральные объекты по биологии;

- модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;

- лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.

Механические визуальные приборы:

- микроскоп - телескоп - фотоаппарат - видеокамера.

Аудиальные (слуховые): - магнитофоны;

- музыкальный центр;

- наушники - микрофон

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):

- звуковые фильмы;

Средства, автоматизирующие процесс обучения:

- компьютеры;

- мультимедийное оборудование;

- интерактивная доска - проекторы

Словесные - учебники;

- художественная литература;

- словари;

- учебные пособия - другая необходимая литература.

О средствах воспитания

Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

1. Общение как средство воспитания

а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;

б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. классные часы, школьные праздники и мероприятия.

2. Учение как средство воспитания Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира.

В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе. Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников.

В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:

а) выясняют условия совместного выполнения задания;

б) организуют его взаимное обсуждение;

в) фиксируют ход совместной работы;

г) обсуждают полученные результаты;

д) оценивают успехи каждого; Хочу такой сайт

е) утверждают самооценки членов группы;

е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;

ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:

1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;

2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;

3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);

4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

3. Труд как средство воспитания.

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через - дежурство по классу, школе; - работа на пришкольном участке; - летняя трудовая практика; - выполнение трудовых поручений

4. Игра как средство воспитания.

- используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:

· организационно-деятельностные

· соревновательные;

· сюжетно-ролевые

· спортивные - дидактические

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации


  • Запасной вход в школу оборудован пандусом
  • На первом этаже в главном здании расположены учебные кабинеты, столовая.
  • На первом этаже также находится санитарно-гигиеническая комната
  • Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации
Паспорт доступности (скачать)

Специальные условия питания

Школьная столовая на 36 посадочных мест расположена на 1 этаже. Работает в режиме пятидневной рабочей недели.

Сопровождают детей с ограниченными возможностями здоровья в столовую классные руководители. В школе нет детей, нуждающихся в приеме пищи по отдельному меню.Хочу такой сайт

Работниками столовой соблюдаются принципы рационального питания, правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов для сохранения биологической и пищевой ценности, органолептических свойств приготовляемых блюд и высокой усвояемости пищевых веществ. Проводится профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности.

Специальные условия охраны здоровья

Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией, планамиэвакуации, необходимыми табличками и указателями, и звуковой информацией для сигнализации об опасности.


В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Медицинское обслуживание обучающихся организовано по договору с МБУЗ "Большеумртинская ЦРБ"

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.

Информационная база школы оснащена:

·электронной почтой;

·локальной сетью;

·выходом в Интернет;

·разработан и действует школьный сайт.

Услуги сети интернет Доступ к сети интернет обеспечивается в соответствии с договором на оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом.

Имеются средства: мультимедийные, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы). Наше учреждение имеет доступ к скоростному интернету. В школе имеется контент-фильтрация. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и учителей школы закрыт.

Есть постоянно пополняющийся и обновляемый сайт, на котором располагается информация: о школе и её основных направлениях, об истории школы и её традициях, об обучающихся, о педагогических работниках.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно - коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы, и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке и в компьютерном классе.



Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Номер п/п

Наименование ресурса

Ссылка

1

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://минобрнауки.рф/

2

Министерство культуры Российской федерации

https://www.mkrf.ru/

3

Федеральный портал «Российское образование

http://www.edu.ru/

4

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://window.edu.ru/Хочу такой сайт

5

Президент России

http://president.kremlin.ru/

6

Интернет портал правительства РФ

http://government.ru/

7

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0

8

Официальный сайт Красноярского края

http://www.krskstate.ru/

9

Официальный сайт Администрации поселка

http://bmurta.krn.eis1.ru/bmurta

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В школе имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:


·мультимедийные проекторы (12 штук)

·компьютеры (4 шт), ноутбуки - общее количество 18 штук

компьютерный класс

·принтеры, сканеры;

·версия официального сайта школы для слабовидящих.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат не предусмотрены


Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернат не предусмотрены

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».